Автобиография
Автобиография

Николай Афанасьевич Малинка (16 февраля 1913 - 14 декабря 1993) родился в семье крестьянина-бедняка в селе Лесники, Киевской губернии на Украине. Рисовать начал с раннего детства. В школьные годы (1928-29) как вспоминал сам Николай Афанасьевич «… по рекомендации художника-профессионала Л. Брюммера, который арендовал в то время помещичий дом, завешав все его стены солнечными пейзажами Крыма, а сам жил с того, что занимался фотографией, он настаивал, чтобы я после окончания школы шёл учиться только в художественный техникум. Но кому я ни говорил из своих родных и знакомых о своём намерении — меня только отговаривали; мол, не профессия, да и не нужна она в годы первых пятилеток!» После окончания семилетки в 1929 году Николай Малинка поступает в Харьковский кооперативный техникум на книжное отделение. Здесь он впервые знакомится с монографиями о художниках, в городских музеях открывает для себя настоящую живопись и осенью 1933 года поступает в Киевский художественный институт на графический факультет и заканчивает первый курс, после чего он оканчивает ещё два курса живописного факультета Всеукраинского Художественного Института.

В 1937 году, прервав учёбу, призывается в армию на действительную военную службу в Особый каваллерийский полк Наркома Обороны. В то время при этой воинской части, дислоцирующейся в г. Москве, находилась изостудия им. М. Б. Грекова. Приказом политуправления Московского военного округа Николая Малинку переводят в эту студию как молодого, начинающего художника, где он учится у таких известных художников как Х. Ушенина — художественный руководитель, Е.А. Кацмана — рисунок, В.С. Сварог — живопись, А.М. Герасимова.

После демобилизации в декабре 1939 г., в начале 1940 г. Комитетом по делам Искусств при СНК УССР Николая Афанасьевича Малинку командируют на Западную Украину в г. Косов Станиславской обл. (теперь Ивано-Франковская) для организации там Гуцульского художественно-промышленного училища. Сначала в качестве и. о. директора, а потом завуча и художественного руководителя.

В годы войны служил в действующей армии в составе 209 батальона аэродромного обслуживания 8-й воздушной армии 2-го Украинского фронта.

Для творческой работы художника в послевоенные годы не было никаких условий, но, находясь ещё под впечатлением от неостывших пожарищ войны, Николай Афанасьевич пишет небольшое полотно «Бабий яр» и несколько других работ, которые были представлены на выставке в 1949 году в г. Киеве и его принимают кандидатом в члены Союза художников СССР.

В 1955 году Николай Афанасьевич включен в состав творческой группы Киевского Товарищества Художников, где работали его товарищи по институту. В 1958-59 годах принимает участие в IV областной художественной выставке, а также на многих др. всесоюзных и республиканских художественных выставках. Работу «Аркан» приобретает Министерство Культуры УССР.

В 1962 году КТХ переводится в художественнный фонд СССР, членом которого становится Н.А. Малинка.


Николай Афанасьевич с 1957 года приходит к написанию серии русских и украинских народных сказок А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, Х.К. Андерсона и др.  
Н.А. Малинка предпочитал работать в различных техниках, не придерживался одного стилевого направления, не стремился быть узнаваемым, так как его пугала перспектива всю жизнь делать одно и то же. Будучи уже опытным живописцем, он, например, считал, что для него заниматься скульптурой или работать с книгой - это призвание, к которому нужно готовиться всю свою жизнь.

 

Творческая деятельность

Чтобы прожить художнику в глубинке — нужно уметь делать буквально всё. И, когда в 1959 г. в связи с приближением Шевченковского юбилея, общественность г. Яготина и городские власти обращаются с просьбой вылепить бюст Т. Г. Шевченко, он сооружает памятник Кобзарю, который гостил и работал в юношеские годы в местной усадьбе у одного из представителей древнейшего княжеского рода Н. Г. Репнина. И хотя по образованию Николай Афанасьевич не был скульптором, ему всё же без труда удаётся вылепить прекрасный бюст. Отлитый из железобетона памятник стоит и поныне.

Стремясь отобразить исторические события из жизни родного города и края, Н.А.Малинка создал множество ярких и самобытных полотен. Много времени и сил он бескорыстно отдаёт созданию местного краеведческого исторического музея, для экспозиции которого передаёт те свои работы, которые иллюстрируют местную историю. Эта история неразрывно связана с такими известными личностями прошлых столетий, как последний гетман Левобережной Украины К.Г. Розумовский, министр народного просвещения России А.К. Розумовский, его дочь В.А. Розумовская (в замужестве - Репнина), князь Н.Г. Репнин-Волконский, прогрессивные интеллектуалы того времени Т.Г. Шевченко, Н.В. Гоголь, Е.Г. Гребинка, А.В. Капнист и др.

 

Н.А. Малинка и А.С. Непорожний
Н.А. Малинка и А.С. Непорожний

В Яготинской картинной галерее насчитывается 350 картин из Художественного фонда СССР, среди которых, богатые местным колоритом холсты Николая Малинки. Он вложил в свои портретные холсты не только стиль социалистического реализма, но и всеобщее уважение к людям большого труда и таланта. В частности — Народной художнице Екатерине Белокур, Герою Социалистического Труда Пётру Роговцу, советскому парламентёру О. П. Кузнецову, неутомимой труженице-свекловоду Евдокии Паливоде и многим другим.

В Сулимовском краеведческом музее им. Дважды Героя Советского Союза А. Г. Кравченко на почётном месте портрет генерала-полковника, выполненный Н. А. Малинка. Он же — автор известной картины «Форсирование Десны танками Т-34 в районе Лютежа».

 

 


Кистью художника перенесены на панорамные полотна изображения первобытной стоянки доисторических людей в археологическом музее «Добраничевская стоянка» в с. Добраничевка, Яготинского района.

Николай Афанасьевич был организатором и долгое время руководителем Яготинской изостудии самодеятельных художников, автором первого мемориала Славы в честь погибших земляков в годы Великой Отечественной Войны, памятной стелы, посвящённой подвигу подразделения лейтенанта Григория Поситко в 1943 году, барельефа женщины на стеле посвящённой погибшим работникам сахарного завода в г. Яготине, мемориала в с. Панфилы, герба Яготина, установленного на трассе Киев-Харьков и многих других скульптурных работ.

Н. А. Малинка написаны сотни полотен, где изображены пейзажи родного края, исторические события в нём, портреты выдающихся исторических персонажей. Его работы находятся в частных коллекциях любителей живописи из Швейцарии, Канады, Голландии, Австралии, Америки. В Канаде две работы из его шевченкианы можно найти в экспозиции Музея Т. Г. Шевченко в г. Торонто. Несколько полотен, включая и знаменитые «Кобзари», выставлялись в 1988 г. в Нью-Йорке (США) — как часть коллекции семьи Воскобойник, украинских эмигрантов из шт. Пенсильвания; эта коллекция постоянно демонстрируется в Пенсильвании (State College, РА).

 

«Автопортрет», 1985
«Автопортрет», 1985

Николай Афанасьевич Малинка

  • с 1955 г. художник Киевского Товарищества Художников УССР
  • с 1960 г. в составе комиссии по образованию историко-краеведческого музея в г. Яготине
  • с 1962 г. член Художественного Фонда СССР
  • с 1990 г. почётный гражданин г. Яготина
Kommentare: 0