Николай Афанасьевич Малинка (16 февраля 1913 - 14 декабря 1993) родился в семье крестьянина-бедняка в селе Лесники, Киевской губернии на Украине. Рисовать начал с раннего детства. В школьные годы (1928-29) как вспоминал сам Николай Афанасьевич «… по рекомендации художника-профессионала Л. Брюммера, который арендовал в то время помещичий дом, завешав все его стены солнечными пейзажами Крыма, а сам жил с того, что занимался фотографией, он настаивал, чтобы я после окончания школы шёл учиться только в художественный техникум. Но кому я ни говорил из своих родных и знакомых о своём намерении — меня только отговаривали; мол, не профессия, да и не нужна она в годы первых пятилеток!» После окончания семилетки в 1929 году Николай Малинка поступает в Харьковский кооперативный техникум на книжное отделение. Здесь он впервые знакомится с монографиями о художниках, в городских музеях открывает для себя настоящую живопись и осенью 1933 года поступает в Киевский художественный институт на графический факультет и заканчивает первый курс, после чего он оканчивает ещё два курса живописного факультета Всеукраинского Художественного Института.

В 1937 году, прервав учёбу, призывается в армию на действительную военную службу в Особый каваллерийский полк Наркома Обороны. В то время при этой воинской части, дислоцирующейся в г. Москве, находилась изостудия им. М. Б. Грекова. Приказом политуправления Московского военного округа Николая Малинку переводят в эту студию как молодого, начинающего художника, где он учится у таких известных художников как Х. Ушенина — художественный руководитель, Е.А. Кацмана — рисунок, В.С. Сварог — живопись, А.М. Герасимова.

После демобилизации в декабре 1939 г., в начале 1940 г. Комитетом по делам Искусств при СНК УССР Николая Афанасьевича Малинку командируют на Западную Украину в г. Косов Станиславской обл. (теперь Ивано-Франковская) для организации там Гуцульского художественно-промышленного училища. Сначала в качестве и. о. директора, а потом завуча и художественного руководителя.

В годы войны служил в действующей армии в составе 209 батальона аэродромного обслуживания 8-й воздушной армии 2-го Украинского фронта.

Для творческой работы художника в послевоенные годы не было никаких условий, но, находясь ещё под впечатлением от неостывших пожарищ войны, Николай Афанасьевич пишет небольшое полотно «Бабий яр» и несколько других работ, которые были представлены на выставке в 1949 году в г. Киеве и его принимают кандидатом в члены Союза художников СССР.

В 1955 году Николай Афанасьевич включен в состав творческой группы Киевского Товарищества Художников, где работали его товарищи по институту. В 1958-59 годах принимает участие в IV областной художественной выставке, а также на многих др. всесоюзных и республиканских художественных выставках. Работу «Аркан» приобретает Министерство Культуры УССР.

В 1962 году КТХ переводится в художественнный фонд СССР, членом которого становится Н.А. Малинка.

 

Творческая деятельность

Чтобы прожить художнику в глубинке - нужно уметь делать буквально всё.

Когда в 1959 г. в связи с приближением Шевченковского юбилея, общественность  г. Яготина и городские власти обращается с просьбой вылепить бюст Т. Г. Шевченко, он сооружает памятник Кобзарю, который гостил и работал в юношеские годы в местной усадьбе у одного из представителей древнейшего княжеского рода Н.Г. Репнина.

И хотя по образованию Николай Афанасьевич не был скульптором, ему всё же без труда удаётся вылепить прекрасный бюст. Отлитый из железобетона памятник стоит и поныне. Стремясь отобразить исторические события из жизни родного города и края, им написаны многочисленные яркие и самобытные полотна.

Н.А. Малинка и А.С. Непорожний
Н.А. Малинка и А.С. Непорожний

Много времени и сил он отдаёт организации местного краеведческого исторического музея вместе с А.С. Непорожним (впоследствии директором музея), куда для экспозиции передаёт ряд своих работ.

Николаем Афанасьевичем переданы десятки живописных полотен Яготинской картинной галерее, где насчитывается несколько сотен картин из Художественного фонда СССР. Музейные экспозиции отражают период XVIII-XIX веков, богатые на события, связанные с именами последнего гетмана Украины К.Г. Розумовского, дочери великого русского полководца Николая Раевского М.Н. Волконской, русского писателя М.В. Гоголя и других.

В Сулимовском краеведческом музее им. дважды Героя Советского Союза А. Г. Кравченко на почётном месте портрет генерала-полковника, выполненный Н. А. Малинка. Он же - автор известной картины «Форсирование Десны танками в районе Лютежа».


Кистью художника перенесены на панорамные полотна изображения первобытной стоянки людей, которое экспонируются в археологическом музее «Добраничевская стоянка». Многие, подаренные авторские работы находятся в местном просветительном музее.

Н.А. Малинка являлся организатором и продолжительное время руководителем городской изостудиии самодеятельных художников, автором первого мемориала Славы погибшим землякам в годы Великой Отечественной Войны, Стеллы посвящённой защитникам г. Яготина в 1941 г., барельеф женщины на Стелле погибшим работникам сахарного завода в г. Яготине, мемориал в с. Панфилы и многих других исторических памятных знаков.

Николаем Афанасьевичем написаны сотни полотен, где изображены пейзажи родного края, исторические события в нём, портреты выдающихся исторических персонажей.

 

«Автопортрет», 1985
«Автопортрет», 1985

Николай Афанасьевич Малинка

  • с 1955 г. художник Киевского Товарищества Художников УССР
  • с 1960 г. в составе комиссии по образованию историко-краеведческого музея в г. Яготине
  • с 1962 г. член Художественного Фонда СССР
  • с 1990 г. почётный гражданин г. Яготина